BikesNN
ЗАГЛАВНАЯ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ССЫЛКИ
КЛУБ
ФОБОС: погода в г.Н.Новгород

Как катать зимой.

Всё нижеизложенное не может рассматриваться как руководство к действию. Автор лишь делится собственными впечатлениями и приёмами. Никто не гарантирует, что следуя им, вы избежите всех неприятностей. Но на вооружение взять можете. Или прочитайте просто из интереса.

Итак, началась зима. Почему-то многие думают, что зимой на велосипеде кататься - всё равно, что летом на лыжах. Оставим полемику и посмотрим, как сделать катание зимой более интересным и, возможно, безопасным.
Собственно, катаясь в парке по дорожке никому неприятностей вы не причините - я рекомендую именно так и совершить в свою первую поездку зимой, даже если сама зима за рулём байка для вас не первая. Всё же вспомните, что ждёт вас на дороге.
Однако, волей-неволей иногда приходится выезжать на автомобильные дороги города - вот про них-то я и хочу рассказать.
Если шины у вас стоят шипованые, то разницу между летом и зимой вы, скорее всего, почувствуете только температурную. Однако многим шипованые шины не по карману. Или просто "ну их нафиг". Вот и поглядим, что за этим стоит.
Запомните первое главное правило: никогда не выезжайте на дорогу, если есть возможность проехать по тротуару!
Исключения могут составлять лишь те случаи, когда на улице довольно-таки тепло и лёд с дороги сошёл, а на тротуаре - большие наледи. Запомните второе главное правило: никогда не выезжайте на дорогу, если вы не уверены в своих силах! Без куража там делать нечего. Только, пожалуйста, не перепутайте кураж с глупостью. Я вот, например, путаю часто и несколько раз чуть не поплатился. Помните: выезжая на дорогу вы подставляете не только себя, но и водителей, которым и без того нелегко.
Запомните третье главное правило: никогда специально не разгоняйтесь на дороге зимой, даже если машин поблизости нет! Не поддавайтесь на провокации ровной дороги и крутых спусков. Машина может вынырнуть из любого перекрёстка, появиться неожиданно, как раз в тот момент, когда вы будете меньше всего этого ждать. Оставьте всё это для синглтреков в любимых парках - благо их в городе предостаточно.
Теперь давайте разберёмся с типами покрытия.
1.Рыхлый снег. На дороге, как правило, встречается в комбинации с грязью, песком и солью. В чистом виде - почти никогда. Это один из самых приятных видов покрытия - ехать по нему довольно безопасно и спокойно. Наверное ещё и потому, что обычно такая "каша" у самого края дороги.
2.Асфальт. Чистый асфальт встретить тоже можно очень редко. Ехать по нему, естественно, наиболее безопасно с технической точки зрения, но во-первых, такая манна небесная обычно появляется только после оттепелей, во-вторых - на середине дороги, а в третьих - провоцирует на набор скорости. Кроме того, всегда опасайтесь, что перед вами
3.Асфальт с тонкой плёнкой льда. Это - один из самых опасных типов покрытия, райдеры часто заблуждаются относительно наличия на нём плёнки льда, а экстренное(да и не экстренное тоже) торможение, которое почему-то велосипед не остановит, вызовет не только удивление, но чаще занос и панику.
4.Укатанный снег по своим свойствам приближен ко льду. То есть, велосипед будет скользить. Не попадайтесь на эту удочку.
5.Лёд в чистом виде. Собственно, двигаться по льду можно. И даже довольно просто, но только после дооолгих тренировок, которые лучше проводить вне дорог.

6.Слежавшийся толстый слой снега. Образуется на краях дорог и на спасительных тротуарах по краям мостов. Ехать по нему невозможно, только передвигаться. Именно это и толкает райдеров на дорогу. Самыми опасными видами покрытия будут комбинации вышеперечисленных. А именно:
7.Лёд под рыхлым снегом. Вот уж поистине волк в овечьей шкуре! Ничего не подозревающий велосипедист давит, что есть сил на педали, а получает тотальную пробуксовку заднего колеса, занос и(для неопытных райдеров) падение.
8.Наледи на асфальте. По моему мнению, самый опасный вид покрытия. В ровный(а то и не очень) асфальт впаяны куски тёмного льда, высотой сантиметров в семь(больше, меньше - не важно) с неровными краями. Попадая на такой вот кусок, переднее колесо отказывается на него заезжать, скользит по немыслимой траектории и... Ну, вы поняли. Если же повезло и переднее колесо всё-таки преодолело препятствие, ждите подобного же финта от заднего. Попадаются и небольшие наледи на границе снега на обочине с асфальтом(то есть, практически как раз там, где вы обычно ездите). Особенно опасно такое на высокой скорости(хотя есть небольшой шанс за счёт инерции выровнять машину).
Теперь перейдём ко третьей части концерта - как со всей этой гадостью бороться, приёмы, фишки и несколько замечаний.
Во-первых, если видите, что проехать не можете, - не едьте. Со временем такое понимание придёт само собой. Нет ничего зазорного в том, чтобы слезть с байка и преодолеть энное расстояние пешком. Естественно, предварительно стоит убедиться, что помех вы создадите меньше. На крайний случай можно просто слезть с седла и двигаться так, как двигались на первом прототипе велосипеда.
Удесятерите свою внимательность! Помните, что в отличие от лета вы уже вряд ли сможете резко разогнаться, перестроиться или затормозить. Своевременно переключайте передачи вниз. Хотя это и не является панацеей - по науке пробуксовка будет более вероятной, ведь крутящий момент на колесе увеличится - всё же вы потратите время и внимание не на борьбу с педальным узлом а на управление. Именно управление зимой будет самым важным - вернувшись домой, вы скорее всего отметите необычную для летнего катания усталость рук. Всё правильно - они постоянно в напряжении.
Тормозите заранее, пока это не поздно! Очень опасны участки перед остановками общественного транспорта. Маршрутки полируют лёд до такой степени, что управление невозможно. Я рекомендую затормозить до приемлемой скорости, а затем просто проехать по прямой, не пытаясь корректировать траекторию. Как правило, попытки что-то сделать в таких местах моментально приводят к, в лучшем случае, сильнейшему заносу. На льду тормоза лучше не использовать вовсе.
К сожалению, на вопрос "как корректировать занос" я, скорее всего, ответить не смогу. Тут дело в практике(которую, повторюсь, мы множим на тропинках парков). Со временем на небольшие заносы вы и вовсе перестанете отвлекаться а на тротуарах можно будет и повеселиться, нарочно бросая велосипед в занос, объезжая прохожих. Помните только, что прохожие всё-таки хозяева на тротуаре. Всё, что могу посоветовать - это не тормозить. Просто прекратите крутить педали и полностью направьте внимание на управление велосипедом. Отмечу ещё вот что: как правило, занос переднего колеса регулируется только рулём(читай:руками), а вот занос заднего - всем телом. Отклоняемся в сторону противоположную сносу, крутим руль в сторону сноса... Нет, это надо пробовать самому.
Если чувствуете, что едете по льду или просто очень скользкой поверхности - нажимайте на педали очень плавно, как если бы вы постоянно переключали передачу. В этом случае снижается риск пробуксовки.
Ни в коем случае не оглядывайтесь назад при движении по скользкой дороге! Если это необходимо для совершения манёвра, лучше остановиться. Не следует оглядываться и в том случае, если слышите сигнал сзади. Я рекомендую немедленно(но плавно 8)) остановиться, направив велосипед к обочине. Лишняя перестраховка никогда не помешает, а оборачиваясь, вы здорово дезориентируете себя.
Пользуйтесь светофорами на полную катушку! Если едете по большой дороге со сложным транспортным потоком, где часто после снегопада встречаются трудные участки, я рекомендую поступить следующим образом: проедьте светофор и дождитесь, пока загорится красный свет. В этом случае вы получите 20-30 секунд чистой, без автомобилей, дороги. Кстати, этот метод можно применять и летом-осенью, после сильного дождя, когда на обочине скапливается много воды - быстро объезжаем лужи. Попутные водители, двигаясь вместе с вами скорее всего заморачиваться не будут и без угрызений совести окатят водой. Но это так, кстати.
Будьте очень внимательны при проезде перекрёстков и даже небольших примыкающих дорог. Следите заранее, не собирается ли кто поворачивать на них или наоборот - с них выезжать. Как правило, видя велосипедиста, водители вспоминают, что такое поворотник.
Планируйте маршрут. Иногда лучше бывает выбрать дороги побольше, где снег всё-таки иногда убирают, а иногда - наоборот, тихие улицы с небольшим количеством машин.
Будучи очень внимательным, запоминайте, где какие ямы и ухабы. Это позволит обойтись без экстренного торможения. Наиболее опасными являются виадуки, съезды и мосты. Могу заметить, что на одной из опаснейших дорог города - Окском съезде есть прекрасная ямка, налетев на которую можно пострадать и очень серьёзно.
Поскольку зимой темнеет рано, а люди мы занятые(то есть, катаем вечером) - обязательно обзаведитесь задним фонарём, а лучше - ещё и фарой. Только покупать предусмотрительнее не еле светящие китайские или отечественные "комплекты с генератором", а фирменную продукцию. Например, Cat Eye. Собственно, у нас в городе больше выбирать и не из чего. Зато моделей много разных. Дорого, но п(р)оверьте - очень эффективно. Как это ни странно, зимой водители гораздо более трепетно относятся к велосипедистам - может от удивления, а может ещё от чего. Был случай(30.01.03), когда при проезде площади Сенной компания из трёх байкеров потеснила пресловутый Мерседес-600! 8))
Будьте внимательны при проезде мостов. Как правило, там очень сильный боковой ветер. Кроме того, ветер, а не холод хуже всего воздействует на райдера, и замёрзшие руки могут запросто отказаться нажать вовремя на тормоз или дёрнуться при повороте руля.
Думаю, не стоит лишний раз напоминать об опасности поворотов и о внимательности, снижении скорости и плавности движений рулём при их прохождении.
Ещё один хинт: когда двигаетесь по дороге с заметённой снегом обочине, безопаснее двигаться по упомянутому подобию асфальта. Проделываем следующее: останавливаем байк. Смотрим, как его будут объезжать - как правило, водители стараются сделать это по наибольшему радиусу, то есть максимально отдалившись от вас. Определяющим фактором в данном случае являются маршрутки и грузовики. Если видите, что остаётся небольшой кусочек асфальта - он ваш. Только придётся проделывать это снова и снова, в зависимости от дорожной ситуации. Вопрос ещё и в том, насколько спокойно вы(и водители) отнесётесь к пролетающим мимо маршруткам и огромным грузовикам с прицепами. Я именно так преодолеваю печально известный Окский съезд.
Не забывайте и про воздействие холода на технику. Например, снег, попавший в тормоза сделает их более тугими и "ватными". А если много снега попадает в кассету, да ещё там замёрзнет, переключение передач затруднится и лучше будет при переключении не давить на педали сильно более долгое время, чем обычно - пока крутящаяся цепь не выкинет весь снег из зазора между нужной звездой и соседними. В противном случае появится характерный хруст и может ослабнуть трос, натягивающий задний переключаетль. На практике проверено. Ещё один совет. Может, кому-то покажется смешным, но при движении по городу на маршрутке(или на машине) в ту или иную погоду по тем или иным дорогам полезно бывает наблюдать, как эта дорога подходит вам с точки зрения передвижения на велосипеде.
В заключение отмечу, что зимнее катание очень идёт на пользу летнему. Но повторюсь ещё раз: передвижение по автодорогам очень и очень опасно. Подумайте много раз, прежде чем покидать тротуар. Если вам что-то не понравилось, или хотите внести дополнения - e-mail внизу страницы.

Юзефул линкс:
Почему КРУТЫМ байкерам ЗИМА милее ЛЕТА!(на сайте известного велобайкера Гриши Страшного).
Если вы всё же не прониклись, вам сюда. Как хранить байк.


|http://www.bikesnn.narod.ru | sp-a@newmail.ru|










Hosted by uCoz