BikesNN
ЗАГЛАВНАЯ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ССЫЛКИ
КЛУБ
ФОБОС: погода в г.Н.Новгород

Уход за велосипедом.

На тему эту сломано немало копий, существует как минимум двадцать точек зрения по тридцати различным аспектам, но все сходятся в одном: ухаживать надо.
Попробуем условно разделить этот трудоёмкий процесс на несколько пунктов, а именно: мойка, смазка, техническое обслуживание.
1. Есть такой тип райдеров, которые уверены, что мягкая/жёсткая губка и Fairy - это всё, что нужно для счастья. Вообще говоря, они правы. Этот чудо-состав(не в качестве рекламы будет сказано) отмывает не только элементарный песок, глину и прочую органическую грязь, но так же неплохо справляется и с масляными пятнами(собственно масло, битум, пятна непонятной природы). Многие дополняют набор из губки и Фэйри также зубной щёткой, для чистки кассеты. На мой взгляд, это абсолютно бессмысленно, ибо нет ещё такой щётки, которая а)доставала дальше чем на одну восьмую часть больших звёзд б)выдерживала более двух чисток. Я предпочитаю использовать одноразовые ватные палочки, смоченные керосином.
Теперь о периодичности. В принципе, это дело вкуса, но я рекомендую мыть велосипед после каждой поездки, если только на улице не сухо. Причём заметьте: зимой это надо делать сразу же по приезду в тёплое помещение, пока снег и лёд не начали таять, и грязь, которая скопилась на и в байке, не затекла с образовавшейся водой в механизмы. Не бойтесь лить воду на втулки, каретку, звёзды, переключатели. Поверьте, при движении по дороге её туда попадает куда как больше, но там она ещё и грязная. Хотя перебарщивать всё же тоже не стоит. Для вымывания хорошо подходит сильный напор воды.
Зимой ни в коем случае не выставляйте только что вымытый байк на мороз. Замёрзнувшая вода, расширившись внутри механизмов, может их повредить. Можно посушить велосипед феном или просто протереть тряпочкой. Кстати тряпка - самый убиваемый и популярный инструмент велосипедиста.
Труднодоступные места(система, переключатели, кассета, манетки) имеют отвратительное свойство накапливать на себе грязь. Рекомендую раз в две-три поездки(или раз в 100-150 километров летом, раз в 40-80 зимой) протирать их влажной тряпочкой. Если у вас на шее не сидит знаменитая байкерская жаба, настоятельно советую приобрести машинку для чистки цепи. У нас в городе продаются Барбери за 10 уёв. Те, кто мыл цепь в первый раз, потом рассказывали своим приятелям "СКОЛЬКО грязи оттуда выливается", при этом делая такие выразительные глаза, что дядька Оскар бы сам побежал им в руки. Нечищенная цепь мало того что плохо смазывается, так ещё и быстрее убивает систему и кассету. Если жаба всё-таки наличествует, хотя бы регулярно протирайте тряпочкой, которую не жалко.
Для эстетов и пижонов существует огромное количество различных модных шампуней с фруктовыми запахами и полиролей, источающих совсем уж неземные ароматы. Стоят такие вещи как правило по 10-20$ за 50 миллилитров. Можно использовать всё тоже самое, но автомобильной направленности. Разницы никакой, разве что в цене. Имхо такие вот вещи нужны только летом, ибо зимой, да и вообще в дождливую погоду первые же десять километров превратят байк в пособие по грязевым ваннам и консистенции песка на отечественных дорогах.
2. Смазка - предмет одного из наиболее жестоких споров в байкерской среде. Буржуи старательно пропихивают на отечественный рынок дорогущие тюбики смехотворного объёма по совсем не смехотворной цене. И уверяют эти буржуи, что стоит смазать чудодейственным составом цепь или подшипнички, и велосипед ваш будет впереди планеты всей. Здоровый скепцитизм в таких ситуациях никогда не вредит, ибо напротив веломагазина маячит вывеска "Автозапчасти" с прекрасным набором литолов, моторных и трансмиссионных масел. Вот именно туда-то я и рекомендую отправиться всем тем, для кого решающим является довольно относительный параметр "цена-качество". Всё гениальное просто, а я в последнее время склоняюсь к мысли о том, что и всё простое - гениально. Ничего лучше старого доброго литола я ещё знал. По крайней мере втулки, каретку, рулевую и педали смазывать лучше всего именно им. Хотите выпендриться - покупайте самый дорогой литол 8). Любые аргументы против него от том, что он, мол содержит литий, который пагубно влияет на алюминий, считаю несостоятельными. Во-первых, не вытирайте литол на руках об раму и прочие алюминиевые части, а если у кого и есть люменевые втулки или каретка(есть?) - что-то я сомневаюсь, что литол разъест их раньше, чем они умрут от вашей жестокой эксплуатации. Есть ещё такая вещь как графитовая смазка, но эта внешним видом напоминает, извините, какие-то отходы карандашного производства, а запах заставляет задумываться о размере надбавки "за вредность" на том заводе, на котором её производят. Да и смазывающие свойства, а также долговечность у меня вызывают сомнения. Пробовал. Не понравилось.
Вот мы и подошли вплотную к цепи. Способов смазать цепь существует, пожалуй, даже больше, чем самих наименований этого девайса. Первый и самый простой - не смазывать вовсе. Как это выглядит и (главное!)звучит со стороны, рассказывать не буду. Ужасно. Кроме того, не смазанная цепь жрёт огромное количество направленной на педалирование энергии.
Второй способ - литол. Но тут гениальное изобретение пасует, он сильно пачкается да и смазывает не очень хорошо.
Идеальным на мой взгляд с точки зрение энерго- и материальных затрат является моторное или трансмиссионное автомобильное масло. Шприцем закапываем в каждое звено по капельке(операция занимает 2-3 минуты, в зависимости от сноровки) и всё! В сухую погоду можно прокатить до 200 километров. Единственный, пожалуй недостаток - если перебрать со смазкой, излишки нехило запачкают обода и "прилегающие" части рамы. Но - Fairy... Выбор опять же, зависит строго от кошелька клиента. Хотите - ТМ-5-18, хотите - Mobil 1. Разница, как это ни странно, ощущается.
Дальше идут способы опять же для эстетов, буржуев и извращенцев. Например при желании, можно выварить цепь в той же графитовой смазке.
Представьте, как это всё выглядит со стороны. Требует определённых навыков, но хватает зато надолго.
Аэрозоли. Чистенько, прилично. Дорого. Смазывать надо часто.
Средства от каппроизводителей. Снова с запахом(уж не вместе ли с Изделием №2 штампуют?), различные по цене и составу. По качеству практически идентичны.
Можно чего-нибудь наизобретать самому. Например я слышал, что один товарищ растворял какую-то достаточно густую смазку в ацетоне и заправлял этим соусом цепь, мотивируя это тем, что ацетон, обладая хорошей проникающей способностью и испаряемостью(уж извините, научных названий этих терминов не знаю), затечёт глубоко в цепь вместе со смазкой, а потом испарится. По его же собственному признанию, ничего хорошего из этой затеи не вышло.
3. Техническое обслуживание. Каждый производитель в прилагаемой к велосипеду инструкции приблизительно обозначает сроки ТО, но уж очень часто отправляет к дилеру и довольно непрозрачно намекает, что при частой эксплуатации и езде по плохим дорогам(а где они, интересно, хорошие?), а также эксплуатации в дождь, снег и в "extreme" условиях(по-моему, они просто издеваются), надо заниматься велосипедом чаще. Вот и займёмся.
Прежде всего, рекомендую при каждом удобном случае делать "попутную" переборку. Устраняете восьмёрку? - поковыряйтесь во втулках. Меняете трос? - перенастройте переключатель и смажьте манетки. И так далее. При той самой "extreme"-эксплуатации, я рекомендовал бы как минимум раз в сезон перебирать втулки, рулевую, каретку. Педальки можно осматривать чуть реже. А вот система, даже если она работает нормально всё же нуждается в сборке/разборке, ибо запросто может "прикипеть" и при её замене или попытке смазать каретку, вас не спасут уже никакие ВД-40 или "Унисмы" - только ножовка по металлу. Переключатели, вообще говоря, можно настраивать по мере разрегулировки, но раз в год это сделать повторно всё же стоит - хотя бы чтоб не потерять навыка. Тормоза, как правило, приходится регулировать раз в один-два месяца и, естественно, каждый раз при замене колодок. Кстати, о колодках. Их надо заменять как только они достигнут "линии износа" - "wear line". Она, обычно, обозначена либо цветом, либо гравировкой, либо просто выступом и подписью.
Раз в месяц подтягивайте всё, что можете подтянуть. А именно - болты на выносе, на креплениях тросов, на креплении седла,винтики крепления манеток и т. п. Проверяйте состояние кожухов и тросов. Размахрившиеся тросы подлежат или немедленной замене, или(если в лом) - запайке. Но не обольщайтесь насчёт качества состояния тросов. Даже один отошедший волосок может наделать массу проблем.

Подытоживая всё вышесказанное, скажу: любите байк и он будет любить вас. Хорошо смазанный и отлаженный механизм никогда не подведёт и прослужит гораздо дольше чем заросший грязью и кое-как настроенный. Не зря же говорят, что красивая деталь и работает лучше.
Ещё одно замечание: ввиду упоминания в данном тексте случаев, связанных с конкретными людьми, прошу не обижаться их, если они, прочитали этот текст и заметили какие-то неточности. Если это не про вас, но всё же есть какие-то соображения по изложенной теме, пишите на e-mail внизу страницы. Помните также и о том, что тут написано моё невероятно скромное мнение, а просто так я писать бы его не стал 8)). Удачи!
А вот в "полезных ссылках" сегодня аншлаг:

Юзефул линкс:
Хорошая статья про обслуживание на redbike.ru.
"Велосипедная программа" от Liqui-Moly.
Веломеханики! Встать! На сцене - непревзойдённая WD-40!
Советы по велоуходу от кёниксбергских райдеров.


|http://www.bikesnn.narod.ru | sp-a@newmail.ru|










Hosted by uCoz