BikesNN
ЗАГЛАВНАЯ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ССЫЛКИ
КЛУБ
ФОБОС: погода в г.Н.Новгород

Задний переключатель.

Итак, задний переключатель.
Деталь, безусловно, хитрая и интересная.
Крепится сие устройство на выступе рамы, называемом "cock", то есть петухе.
Петух этот самый может быть съёмным, причём выполняется обычно из алюминия, а делается это для того, чтобы предотвратить поломку переключателя, то есть, вместо оного погнётся сам петух. Как же можно сломать этот механизм? Элементарно, по правде говоря.
Например, упав на него или ударив каким-то ещё способом. Также будьте очень внимательны при движении, если на пути попадётся проволока - немедленно объезжайте. Сам я погнул свой первый переклюк именно таким способом - с помощью четырёхмиллиметровой стальной проволоки, попавшей в цепь, а секундой позже погнув главный рычаг.
Велосипед со снятым колесом ни в коем случае не кладите таким образом, чтобы он лёг на переклюк - ничего хорошего из этого не выйдет.
Разберёмся с документацией.
Max. spocket 30T
Min. spocket 11T
Front Difference 20T max.
Это не тонны нагрузки, которые он может выдержать, а соответственно
Максимальное количество зубцов на самой большой звезде кассеты
Минимальное количество зубцов на самой маленькой звезде кассеты
Максимальная разница в количестве зубцов большой и малой звёзд системы
Проверьте, чтобы переключатель подходил под цепь!
Обычно, почти все переключатели совместимы с обоими типами цепей по версии Shimano(IG/HG), но всё же.

Итак, предположим, что вы крутите в руках этот самый переклюк, а в голове мысли, что неплохо было бы его установить и отрегулировать.
Приступим.
Вообще говоря, устройство довольно простое. Пара-тройка пружинок, соответствующее количество рычагов и ролики. Если только вы не счастливый обладатель XTR или,к примеру, 105, внимайте принципу работы.
При переключении на передачу ниже(7->6; 4->3 и т. д.) тросик, закреплённый в манетке тянет переключатель к плоскости колеса, соответственно происходит перебрасывание цепи с меньшей звёздочки на большую.
При обратном переключении, тросик соответственно ослябляется, переключатель двигается от колеса, перебрасывая цепь на меньшую звёздочку.
Ну что, сложно?
В вышеупомянутых XTR, 105 и в некоторых других схема работы прямо противоположная.
Приступаем к инсталляции.
Первым делом рекомендую(настоятельно) осмотреть трос. Возьмите за его конец и натяните. Теперь попросите товарищей или там соседа попереключать передачи. Трос должен свободно двигаться в хомутах. Это условие обязательное! Если с тросом проблемы - в конце статьи будет рассказано, чего делать.
Но, допустим, с тросом проблем никаких.
Переключаем передачи в самое высокое положение(3-7; 3-8). Как вы правильно поняли, при этом трос должен быть по максимуму вытащен из манетки. Далее всё зависит от того, что вам проще сделать - разомкнуть цепь(если разъёмная) или развинтить пару винтиков.
Допустим, второе. См. рисунок. Развинчиваем винты 5, которыми к планке(рычагу) прикручены ролики и устанавливаем цепь так,(это уж кому совсем туго с пониманием) чтобы верхний ролик она огибала сверху и спереди, а нижний, соответственно, снизу и сзади.
Дальше прикручиваем самый здоровый болт 1 к петуху.
Устанавливаем цепь в положение манеток(3-7; 3-8).
Теперь винтиком 4, на котором написано H(или Hi) регулируем положение переклюка таким образом, чтобы плоскость роликов совпадала с плоскостью самой маленькой звезды. Обычно приходится вкручивать. Некоторые, кстати, рекомендуют устанавливать переклюк так, чтобы ролики были чуть сдвинуты от колеса, но это уж по собственному приобретённому опыту.
Задний переключатель в разрезе Винт 3 устанавливаем в среднее положение(он регулирует натяжение троса).
Далее, убедившись, что какие надо плоскости совпадают, хватаем тросик и пропускаем его через винт 3, натягиваем и закрепляем как можно крепче винтом 2. При этом кожух троса должен плотно входить в этот самый полый винт 3.
Ещё раз убеждаемся в совпадении плоскостей.
Теперь, снова прибегнув к помощи кого-то ещё, переключаем передачи до положения 1-1. Плохо переключается? Пока не страшно, разберёмся позжее. Итак, манетки и цепь стоят в положении 1-1. Т.е. самая маленькая спереди и самая большая сзади.
Винтиком 4 L(Lo) регулируем положение плоскости роликов относительно плоскости большой задней звезды. Тут эти две плоскости безоговорочно должны совпадать. Ни в коем случае не трогайте винт 4 H! Возвращаемся в положение 3-7(8).
Приступаем к тонкой регулировке.
Вы крутите педали и внимательно смотрите на переклюк, а кто-то переключает передачу вниз. Если переключается плохо(с запаздыванием, хрустом и т. п.) или вообще не переключается, плааааааавненько крутим полый винт 3 таким образом, чтобы планка с роликами чуть сместилась в сторону переключаемой передачи.
И так с каждой проблемной звездой.
Думаю, к тому времени вы уж и сами разберётесь.
Постарайтесь не испортить дело там, где всё хорошо, пытаясь наладить там, где не очень. Если уж совсем туго с настройкой(это часто бывает на оборудовании невысокого класса), помните о том, что наиболее точной настройка должна быть когда звёзды стоят в соотношениях 2-6, 2-7, а особенно - 3-5, 3-6, 3-7 или 3-8. То есть там, где положение манеток условно соответствует высокой скорости. Когда на скорости в 40-50 километров в час начинает хрустеть сзади - может возникнуть паника, а это недопустимо.
Ну... вот, вроде, и всё.

Теперь отдельно о тросе.
Если на нём обнаружены заусенцы, а тем более, вблизи кожухов, залудите их и запаяйте.
Если же трос размахрился настолько, что явно видна необходимость замены, а разбирать манетки влом, то делаем так:
1)Вытаскиваем трос из кожухов до того места, где он поломан.
2)Аккуратно обрезаем чуть выше
3)Плоскогубцами скручиваем волокна троса, чтобы на конце он был плотным.
4)Берём новый трос
5)Отмеряем длину и режем, сколько надо
6)Лудим оба конца троса(лучше использовать флюс)
7)Соединяем два конца троса с наложением примерно в сантиметр
8)Полумиллиметровой проволокой плотно скручиваем оба конца
9)Запаиваем всё, что сделали выше
10)Закрываем термоусадочной лентой
11)Энджой
В надёжности системы сомневаться не приходится. На тросе переднего переключателя у меня такая конструкция прошла около тысячи километров, теперь проверяю и на заднем 8).
Но лучше из соображений безопасности всё же заменить тросы.

Юзефул линкс:
Полная документация(с чертежами) компонентов Shimano
Совместимость/несовместимость цепей, переклюков, систем и много другой полезной информации.


|http://www.bikesnn.narod.ru | sp-a@newmail.ru|










Hosted by uCoz