|
Как ездить по городу.
Почти все статьи в интернете о том, как можно и
нужно ездить на байке по городу представляют собой либо советы, либо
наставления, либо чей-то положительный/отрицательный опыт. Я же постараюсь
немного уйти от этого и порассуждать. Итак...
...Условно все манеры езды по городу
можно разделить на четыре пункта:
- "Пешеход"
- "Чайник"
- "Поклонник стрит-верта"
- "Urban райдер"
- "Райдер"
Попробуем определиться с каждым из типов.
- "Пешеход". Так иногда именуют байкеров, двигающихся строго
по тротуарам или небольшим автодорогам без движения и переходящим дорогу
вместе с пешеходами. Как правило, это либо велосипедисты-новички,
либо байкеры с небольшим средним пробегом, либо те, чья техника не позволяет
держаться на дороге и ощущать себя при этом уверенно. Практически никаких
минусов этот вид передвижения не имеет, за исключением очень медленной
скорости(как правило, не больше 15 кмч) и недвусмысленных взглядов.
Зато такой способ гарантирует, что какой-нибудь неожиданно перестроившийся
"КамАЗ" не заденет бортом. Иногда бывает даже полезно выехать на тротуар.
- "Чайник". Новичок. На дороге теряется, много тормозит,
много пропускает. Короче, чайник. Однако не путайте чайника с ламером.
Все мы когда-то начинали и через полгода - год будет неизвестно,
кто кому даст фору. Вообще говоря, чайник на дороге опасен. Частенько
перескакивает с дороги на тротуар и совершает множество ошибок, пытаясь
идти против аксиом движения по городу. У водителей, как правило, вызывает
жестокую ненависть, от чего теряется ещё больше. Однако имхо так всё
же лучше, чем провести всю жизнь на тротуаре.
- "Поклонник стрит-верта". Стрит-верт - это
такой стиль езды, когда велосипедист использует городское автодвижения
с целью накачать побольше адреналина в кровь. Делается это, как правило,
за счёт несчётного множества нервов водителей и пешеходов. Таких вот
"экстремалов" водители ненавидят ещё больше, чем чайников. Потому что
на чайника злятся за глупость, а тут - за преднамеренное и рассчитанное
оскорбление. Как правило, стрит-вертер живёт до того момента, когда
ему на дороге попадается чайник-автолюбитель. После этого, пролежав
несколько недель(месяцев) в больнице, резко переквалифицируется в "пешехода".
Всегда нужно помнить, что "вот как я его там подрезал" - это круто,
но "вот как я его там протаранил" - не очень. Водители и пассажиры! Будьте
взаимовежливы! Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся.
- "Urban райдер". Урбан - одно из направлений
МТБ. Подразумевает сумасшедшие прыжки и сёрфы, изобилует приёмами,
о которых обычному байкеру только мечтать. Как правило, урбан-райдер
радуется всему тому, что вызывает скрежет зубов обычного велосипедиста
- высоким бордюрам, ступенькам, парапетам, кучам мусора, канавам,
обрывам и т. д. Потому, что через всё это можно прыгать(летать). Но "урбан-райдер"
никогда не прыгнет туда, где гуляет мама с ребёнком или разворачивается
"Ока". Иначе он превращается в представителя пункта три. При этом хорошая
техника позволяет выполнять кульбиты и на неспециальных велосипедах(в
идеале байки для урбана
похожи на триальные - задний треугольник сильно "прижат" к земле,
велосипед выглядит так, будто по подседельной трубе здорово долбанули
сверху кувалдой). Кроме того, неоспоримым преимуществом урбана является
возможность поддерживать крейсерскую скорость в почти любых условиях.
Догнать урбан-райдера в городе может только урбан-райдер с не низшей
подготовкой.
- "Райдер". Категория, заявок на которую подаётся
более всего. Райдер совмещает в себе черты почти каждого из участников
текста. Это человек, который на дороге чувствует ситуацию, что называется,
"попой". И когда нужно, идёт на тротуар; при необходимости выстреливает
из потока, чтобы вовремя перестроиться в нужный ряд; иногда теряется,
а иногда поразит прохожих эффектным маневром. В среде райдеров указание
поворота считается не хорошим тоном, но обязательным фактом. Райдер
думает о безопасности себя и окружающих. Хотя и может проехать на пешеходном
переходе под красный свет - но лишь убедившись, что помех никому не
создаст. Короче говоря, райдер - тот, кто делает своё присутствие на
дороге незаметным - в том смысле, что водитель маршрутки или бабушка-одуванчик
не будут под вечер рассказывать своим соседям и знакомым, как бы хорошо
было повывести к чёртовой матери всех велосипедистов с дорог родимого
города.
Аксиомы.
- Перед выездом на дорогу проверьте состояние себя и байка.
Вы должны быть на сто процентов уверены, что если ошибка произойдёт,
то произойдёт она не по вине техники или здоровья.
- При движении обозначайте повороты руками,
стараясь по возможности убедиться, что их восприняли. Как правило,
подтверждением служит либо то, что собравшийся было обогнать водитель
сбросил скорость или перестал дудеть и т. п. - в зависимости от
ситуации.
- Старайтесь держаться в потоке. На больших
дорогах это редко возможно, а вот на не очень - меньше дезориентируют
постоянные обгоны. На светофорах старайтесь выехать первым - вполне
возможно, что водитель не рассматривает вас как полноценного участника
дорожного движения, поэтому лучше проехать по свободной дороге. Это
не так сложно: на скоростях до 30 кмч ускорение у байкера выше, чем у
среднестатистического автомобиля, если вы конечно, не собираетесь с
ним всерьёз соревноваться.
- Двигаясь вдоль припаркованных автомобилей,
объезжайте их с запасом на полностью открытую дверь. Часто водители,
особенно на небольших тихих дорогах пренебрегают зеркалами - а велосипед
движется бесшумно. Кстати, при перестроении также надо подавать сигнал
рукой.
- Перед тем, оторвать руку, чтобы подать сигнал,
или обернуться назад, обязательно оцените качество дорожного покрытия.
Если на руле только одна рука или глаза не на дороге(а ещё хуже -
и то и другое), самая невинная ямка может вызвать потерю управления
даже у опытного байкера. Часто от таких ситуаций спасают хорошие амортизаторы,
но особо на это надеяться я бы не стал.
- При повороте с перекрёстка либо займите соответствующий
правилам ряд либо идите к пешеходам. Если останетесь на дороге,
полезно бывает использовать в качестве "прикрытия" небыстрые транспортные
средства, поворачивающие в ту же сторону(особенно при левом повороте).
Обычно прекрасно подходят маршрутки/троллейбусы.
- Своевременно переключайте передачи. Иногда
не вовремя выставленная передача бывает лишней, а то и вредной.
То же и с вовремя не выставленной. Например, разгоняясь, недалеко
от перекрёстка, вы переключили передачу вверх. Но на перекрёстке красный
и приходится тормозить, а дальше зажигается зелёный - и приходится
резко разгоняться. Но на 3-6 это не так-то просто сделать, а?
- При резких торможениях аккуратнее относитесь
к переднему тормозу, но ни в коем случае не игнорируйте его. При
движении по ровной дороге или уклону, передний тормоз работает
в разы эффективнее даже идеально настроенного заднего.
- Используйте специализированную одежду. Она
довольно дорога, но во-первых, позволит чувствовать себя намного
удобнее(увереннее), яркая и заметная, а значок любимого велопроизводителя
на груди - разве это не счастье? ;)
- Шлем обязателен.
- Если катание в тёмное время - норма, обязательно
приобретите задний фонарь. Без фары ещё можно обойтись(хотя и
настоятельно не рекомендуется), а вот задний фонарь - это уже
обязательно.
- Ни в коем случае не оставляйте велосипед
без присмотра. Ни в коем. Даже велозамки(которые надо пропускать
не только через раму, но и через спицы заднего колеса) не всегда являются гарантией безопасности.
- По возможности следуйте ПДД. Если вы будете
правы, а водитель(пешеход) - нет, это гарантированно избавит вас
по крайней мере от претензий.
- Помните, что основное оружие велосипедиста
- велосипед. Не в том смысле, что он тяжёлый, а в том смысле, что
он быстрый. "Мы не из тех, кто слаб или боится - мы из тех, кого х@#
догонишь." Бои без правил - отдельный и весьма спорный вид спорта.
Опыт.
И
ещё несколько небольших тактических хитростей, почерпнутых из опыта
катания по родимому Нижнему Новгороду.
При движении мимо поворота направо,
помните, что тот, кто собирается повернуть, может сделать это перед
вашим носом. В таких ситуациях неплохо оглянуться и, в случае наличия
автомобиля с включённым поворотником, увеличить скорость. Опасность
могут представлять также и те, кто собирается выехать с этого поворота
на дорогу.
Далее здесь будет продолжение! 8)
Заключение.
Для кого-то
велосипед в городе - испытание, для кого-то - удовольствие, для кого-то
- вынужденная необходимость, а для кого-то - транспортное средство.
Тем не менее, не нужно замыкаться на себе. Подумайте и о других участниках
движения. Как бы вы повели себя, двигаясь на автомобиле, если бы под
колёса вам неожиданно выскочил велосипедист? Или если бы другой велосипедист
пилил бы - пусть и с краю дороги, но так, что не объехать - со скоростью
в 20 кмч?
На западе велосипедисты на дороге давно
стали обычным явлением - на них не оглядываются с ухмылкой полицейские,
им уступают дорогу, для них даже построили велодорожки! Уступайте -
и вам самим станет приятно, когда какой-нибудь BMW350i терпеливо пропустит
вас.
Одним
словом, share the road!
Юзефул линкс:
Дискуссия
на тему стрит-верта на питерском сайте.
Проблемы и советы - велотуризм.
Безопасное
катание от бывшего участника клуба CFRD - Stripes?.
|